Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

Принцип субъектности

    В глоссарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования  СУБЪЕКТ  обозначается, как человек на высшем уровне активности (то есть он активен в практической деятельности, в общении, в поведении,  в познании, в созерцании и в других видах человеческой активности). 

      Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности.

      Природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

       В чём же проявляется  субъектная  позиция ребенка в разных видах деятельности:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.

        Задача педагогики сегодняшнего дня - создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности, и начинать нужно как  можно раньше, с дошкольного возраста - периода интенсивного преобразования психических процессов, времени, становления самосознания и обретения ребенком своего «Я».

        Таким образом, субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

         Как удерживать полюс субъектности? Развитие субъектности в детском саду - это и про ребенка и про взрослого. Без субъектности взрослого не может быть субъектности ребенка. Только тот, кто может делать выбор, осознанно, аргументировано расставлять приоритеты, тот может создавать ситуации для детей.
        В Федеральной образовательной программе дошкольного образования четко определено - формы и методы педагоги подбирают сами. И это уже про субъектность педагога. А от педагога  зависит - будут ли  они сохранять позицию по формированию инициативности  в игре, в свободной  деятельности, экспериментировании…
         Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:

- ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность); 

- инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут :

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

 

Конспект занятия домашние животные у реки

Конспект занятия с детьми раннего возраста

Конспект занятия с детьми с ТНР, фонарик

Конспект занятия-игры ФОТОСТУДИЯ

 

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Актуальность

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогикеМетод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода :

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

Повышает компетентность педагога;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

 

Проект Варвары Ермоленко

Полезные травы Ермоленко Варя ДОО11

Проект Кравцова Анастасия

Проект Нурмагамедова София Радио

Проект Панюта Кристина Нужны ли человеку камни

Проект Ростимишина А. Бумага

 

СВО

Алгоритм сопровождения в МБДОУ детский сад № 11 детей ветеранов (участников) специальной военной операции,

в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической

  • Обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников МБДОУ детский сад № 11 о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
  • Оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме (ответственный – педагог-психолог, воспитатели групп).
  • Проведение мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО с целью выявления обучающихся, нуждающихся в ПППВ (ответственные – воспитатели групп).
  • В случае выявления обучающихся, нуждающихся в ПППВ, реализация основных направлений психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в период образования (ответственный – педагог-психолог, воспитатели групп).
  • В случае выявления обучающихся, нуждающихся в ПППВ, организация сетевого взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО (ответственный – педагог-психолог, воспитатели групп).
  • Организация и проведение в МБДОУ детский сад №11 мероприятий, направленных на формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

Опросник родителей (законных представителей) для оценки психического состояния ребенка (2-6 лет)

Согласие родителя (законного представителя) на психологическое сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи детям (в соответствии с законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ст. 42)

Отказ родителя (законного представителя) от предоставления психолого-педагогической помощи детям (в соответствии с ч.3. ст. 42 закона «Об образовании в РФ»)

Примерный протокол наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО